Форум » Законы, Инструкции, Положения » Ршение ВС по пункту 51 Положения (по Указу 1325) » Ответить

Ршение ВС по пункту 51 Положения (по Указу 1325)

sss: Решение Верховного Суда РФ от 23 октября 2003 г. N ГКПИ03-1110 Верховный Суд Российской Федерации рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании частично недействующим и не подлежащим применению п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14 ноября 2002 года, установила: Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14 ноября 2002 года утверждено "Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", в соответствии с п.51 которого: при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка факта выдачи лицу указанного документа на законных основаниях и соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. Заявитель П. оспаривает указанные положения нормативного правового акта, полагая его нарушающим ее права и не соответствующим ст.ст.3, ч.4 ст.4, ст.5, ст.10, ст.22 и ст.42 ФЗ "О гражданстве". В судебном заседании представитель П., М. поддержал требования заявительницы. Представитель Президента Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежащим образом извещен, в пользу чего свидетельствует поступившая в Верховный Суд РФ телефонограмма, что в силу ч.2 ст.252 ГПК РФ не может служить препятствием к рассмотрению дела по существу. Заслушав заявителя, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей заявление необходимым отклонить, Верховный Суд РФ не находит оснований к удовлетворению заявления. Президент Российской Федерации осуществляет полномочия, предоставленные ему ст.ст.83-90 Конституции Российской Федерации путем издания правовых актов в форме указов и распоряжений, которые в силу ст.90 ч.3 Конституции РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В соответствии с п.2 ст.29 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения гражданства, которое принято в соответствии с данной нормой Закона Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325. В силу ст.3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь с Российской Федерации, выразившаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Определение наличия такой устойчивой связи в силу ст.ст.30, 31 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" входит в полномочия федерального органа, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов, а также федерального органа исполнительной власти, ведающими вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, которые при этом в числе других возложенных настоящей статьей Закона обязанностей: устанавливают наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах. В соответствии со ст.10, 30, 31 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющем гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Для исполнения обязанностей, указанных в ст.ст.30, 31 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и в соответствии с этими нормами Закона в п.51 оспариваемого Положения предусмотрена возможность совершения действий по проверке, направленной на установление гражданства Российской Федерации, которая заканчивается при его подтверждении в соответствии со ст.52 Положения выдачей соответствующего документа. Из этого следует, что нельзя отождествлять определение гражданства в соответствии со ст.51 Положения с отменой решения по вопросам гражданства Российской Федерации, предусмотренных в ст.22 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и разделе VII Положения, поскольку в порядке ст.23 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" производится отмена решения по вопросам гражданства в прямо предусмотренных законом случаях. Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Как следует из представленных П. документов и объяснений ее представителя, в отношении нее решений по вопросам гражданства не принималось, а поэтому органы внутренних дел при определении гражданства руководствовались ст.51 Положения. Доводы П. о длительном проживании в Российской Федерации и наличии оснований для его приобретения в упрощенном порядке не могут служить основанием к удовлетворению заявления, а должны учитываться уполномоченными органами при решении вопроса о приобретении гражданства Российской Федерации. Приведенные в заявлении и в выступлении представителя П. ссылки на положения ст.ст.3-5, 10, 22 и 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", указывают на невозможность лишения гражданства, а также на основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства также не могут служить основаниями к удовлетворению заявления, поскольку не имеют отношения к рассматриваемому нормативному правовому акту. Кроме того, оспариваемые положения соответствуют также ст.42 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Из этого следует, что выданный П. с нарушением установленного порядка, вкладыш в паспорт, удостоверяющий гражданство, не может сохранять юридическую силу, поскольку не оформлен надлежащим образом. Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции, федеральному законодательству не противоречит, а поэтому в силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ч.1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил: заявление П. о признании частично недействующим и не подлежащим применению п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14 ноября 2002 года оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжалованию в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Ответов - 0



полная версия страницы