Форум » Законы, Инструкции, Положения » Получение пенсии только при наличии ВНЖ? Определение ВС. » Ответить

Получение пенсии только при наличии ВНЖ? Определение ВС.

sss: 80-В07-21 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1 февраля 2008 года г. Москва Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: Председательствующего: Горохова Б.А., Судей: Малышкина А.В. и Зелепукина А.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску <<Антоновой> Валентины Никоноровны к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области о назначении трудовой пенсии по старости, индексации выплаченной пенсии по надзорной жалобе <Антоновой> В.Н. на решение Инзенского районного суда от 5 апреля 2006 года, которым в удовлетворении иска отказано, определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16 мая 2006 года и постановление президиума Ульяновского областного суда от 12 апреля 2007 года, которыми решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Малышкина А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, УСТАНОВИЛА: <Антонова> В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (далее - ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области) о назначении трудовой пенсии с августа 2002 года. В обоснование требований указала на то, что в августе 2002 года прибыла на постоянное место жительства в г. Инзу Ульяновской области из Республики Узбекистан. С 1986 года является пенсионеркой и получателем пенсии по старости. По прибытию в Россию она обратилась в пенсионные органы с заявлением о назначении трудовой пенсии, однако ей было отказано со ссылкой на отсутствие вида на жительство в Российской Федерации или паспорта гражданина РФ. Считает отказ ответчика незаконным, поскольку постоянно проживает на территории РФ с августа 2002 года, с 27.01.2003 года была временно зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. Школьная, д. 26, а 07.12.2004 года ей выдано разрешение на временное проживание до 07.12.2007 года. Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 16 февраля 2005 года ее требования были удовлетворены. В ноябре 2005 года <Антонова> В.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе об индексации взысканной по указанному решению суда пенсии за период с августа 2002 года по май 2005 года. В счет индексации просила взыскать с ответчика 42 000 рублей. Постановлением Президиума Ульяновского областного суда от 30 марта 2006 года решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 16 февраля 2005 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Определением Инзенского районного суда Ульяновской области 5 апреля 2006 года оба дела по иску <Антоновой> В.Н. объединены в одно производство. Решением Инзенского районного суда от 5 апреля 2006 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16 мая 2006 года, в удовлетворении исковых требований <Антоновой> В.Н. отказано. Постановлением президиума Ульяновского областного суда от 12 апреля 2007 года решение Инзенского районного суда от 5 апреля 2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16 мая 2006 года оставлены без изменения. В надзорной жалобе <Антонова> В.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления. Определением судьи Верховного Суда РФ от 3 октября 2007 года дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением от 21 декабря 2007 года передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, находит доводы жалобы необоснованными и подлежащими отклонению. В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. В надзорной жалобе <Антонова> В.Н. указывает на то, что в соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. В силу статьи 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями) №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации. Действительно, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство. На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» постановлением Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года за № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в соответствии с пунктом 16 которого в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации. Однако, статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу; вытекающему из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина", а также общепризнанными принципами и нормами международного права, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом. Положения Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которым право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, не содержат прямого указания на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием как регистрационного учета по месту жительства, так и вида на жительство, - право на пенсионное обеспечение названных лиц связывается с постоянным проживанием в Российской Федерации на законных основаниях. Вид на жительство удостоверяет право на постоянное проживание и подтверждает законность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации. Само по себе отсутствие у неё вида на жительство, если для необращения за получением вида на жительство у нее имелись уважительные причины, не может рассматриваться как лишающее ее права на пенсионное обеспечение. Факт постоянного проживания в Российской Федерации, являющийся основанием для назначения ей пенсии, подтверждается материалами дела, учитывая непрерывность и длительность пребывания ее на территории РФ, и никем не оспаривается. По прежнему месту жительства в республике Узбекистан истица снялась с регистрационного учета 02.08.2002 г. (л.д. 19). Согласно справки, выданной отделом внутренних дел Инзенского района Ульяновской области, гражданка Узбекистана <Антонова> В.Н. была временно зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. Школьная, д.26 в период с 27.01.2003 г. по 07.12.2005 г. 07.12.2004 г. ПВУ УВД Ульяновской области ей оформлено разрешение на временное проживание (л.д. 18). Срок действия разрешения на временное проживание установлен до 07.12.2007 г. (л.д.3, 4). Гражданство Российской Федерации <Антонова> В.Н. приобрела 23.09.2005 г. <Антонова> В.Н. указывает также на то, что поскольку п.4 ст. 14 Федерального Закона от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлен упрощенный порядок вступления в гражданство Российской Федерации для категории граждан, к которой она относится, а именно, принимаются в гражданство Российской Федерации иностранные граждане, в том числе, получившие разрешение на временное проживание, то ей для получения гражданства Российской Федерации не обязательно было приобретать вид на жительство. Однако доводы надзорной жалобы о существенном нарушении норм материального права являются несостоятельными. Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. В силу статьи 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Согласно пункта 1 статьи 6 назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001г. (с последующими изменениями и дополнениями) №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам признается лицо, получившее вид на жительство. На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002г. за № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 16 данного Перечня в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации. Разрешая спор и руководствуясь вышеприведенными нормами, судебные инстанции правомерно исходили из того, что поскольку до сентября 2005 года заявитель имела статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, она в соответствии с действующим законодательством право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации в предусмотренном законом порядке не приобрела. Доводы жалобы <Антоновой> В.Н. о том, что в дальнейшем (в сентябре 2005 года) она получила гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а этот порядок не предусматривает обязательное получение вида на жительство, не свидетельствует о наличии у истицы до приема в гражданство Российской Федерации права на назначение пенсии. Предоставление гражданства, в том числе и в упрощенном порядке, это не только волеизъявление гражданина, но и волеизъявление государства. И государство по предусмотренным законом основаниям может отказать в предоставлении гражданства. То обстоятельство, что <Антонова> В.Н. получила гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, не означает, что до приема в гражданство она имела статус лица, постоянно проживающего на территории Российской Федерации. Право на упрощенный порядок приема в гражданство такого статуса не предоставляет и правоотношения по назначению пенсии не регулирует. Такой статус предоставляет только вид на жительство или гражданство Российской Федерации. Таким образом, судебными инстанциями постановлены правильные по существу решения, существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих их отмену, не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, ОПРЕДЕЛИЛА: надзорную жалобу <Антоновой>> Валентины Никоноровны оставить без удовлетворения, решение Инзенского районного суда от 5 апреля 2006 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16 мая 2006 года и постановление президиума Ульяновского областного суда от 12 апреля 2007 года оставить без изменения.

Ответов - 4

VED: Ничего не понял: то суд говорит, что если по ряду причин нет ВнЖ и судом установлен факт постоянного проживания - пенсия положена (была, есть и будет), а если вы хотите с индексацией получить пенсию - подавайте ВнЖ.??? Так можно пенсию получать по факту или надо только ВнЖ?

aib: Не могу найти решение по Антоновой, не дадите ссылку? VED пишет: Так можно пенсию получать по факту или надо только ВнЖ? Да наказали пенсионерку, жалко. Нет, чтобы подождать ей 3 месяца.... Факт постоянного проживания (ФПП) суд практически установил, но при этом, по мнению суда, статуса постоянно проживающего у неё нет. Лихо, однако, суд завернул! В законе чётко сказано про ФПП, а вот про статус что то нигде не нашел. И говорит, мол могла получить ВНЖ но не получила. А раз не получила, то кукиш тебе! Типа если закон позволяет не получать, то это не уважительная причина!? Насколько я понял, если кому-то(в частности тёще) хоть и не обязательно получать ВНЖ, но он даже при всём своём желании не мог его получить, т.к. отказывали в ПВС только в этом случае можно что-то добиться в суде? А в теме у Лагутина и у ВЕДа оба ранее получали пенсию, а затем отказали.

Людмила: Получили ведь... И КС РФ сказал, что можно


aib: Людмила пишет: Получили ведь... И КС РФ сказал, что можно Я понял, что получила(Антонова) и искал решение КС по ней. А ответа так и не найду, со случаем как у Антоновой... Могла получить, но не получила и



полная версия страницы