Форум » Дискуссии по вопросам права » Юрфакт 06.02.92: обзор судебной практики Московского областно суда » Ответить

Юрфакт 06.02.92: обзор судебной практики Московского областно суда

Цицерон: Источник: Консультант+, дата обзора: 27.07.2003 МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД ПАСПОРТНО-ВИЗОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГУВД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЗОР СУДЕБНОЙ И РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ СЛУЖБ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛОВ ВИЗ И РЕГИСТРАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРУ РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, А ТАКЖЕ БЕЖЕНЦЕВ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА от 27 июля 2003 года 9. Вопросы, связанные с установлением юридически значимых фактов для определения принадлежности к гражданству РФ, а также о приобретении гражданства РФ В 2002-2002 гг. участились случаи обращения в суды граждан с просьбой установить факт их постоянного проживания на территории Российской Федерации на 06.02.92, т.е. на момент вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 23.11.1991, что необходимо для их бесспорного признания гражданами Российской Федерации в порядке ст. 13 ч. 1 данного Закона и получения паспорта гражданина Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 ч. 1 вышеназванного Закона гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Указанным Законом не дается понятие постоянного проживания на территории Российской Федерации. Однако в ст. 1 раздела 2 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 N 386 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1993 N 2299), сказано, что документом, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ, является паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 06.02.1992, т.е. со штампом постоянной прописки. Руководствуясь данными нормативными актами, паспортно-визовая служба признает гражданами Российской Федерации только тех лиц, у которых в паспортах СССР образца 1974 года стоит штамп постоянной прописки на указанную дату, т.е. на 06.02.1992. Как уже неоднократно отмечалось, регистрация или отсутствие таковой никаких прав сама по себе не порождает. Гражданин мог до 06.02.1992 въехать на постоянное жительство в Российскую Федерацию, постоянно проживать в рассматриваемый период на ее территории, но по каким-то причинам регистрацию не оформить. Отсутствие отметки о постоянной прописке в паспорте гражданина на 06.02.1992 не может служить основанием для бесспорного утверждения, что данный гражданин в означенный период времени в России не проживал. Но для подтверждения этого обстоятельства заинтересованному лицу необходимо обратиться в суд. При рассмотрении дел данной категории судам следует всесторонне исследовать представленные доказательства постоянного проживания граждан на территории Российской Федерации на юридически значимую дату, выяснить, когда и с какой целью они въехали на территорию России, где и у кого проживали, где учились или работали, состояли ли на воинском учете по месту проживания, имели ли на данный период временную прописку в Российской Федерации, продлевалась ли она непрерывно, был ли заключен в данный период брак на территории России, где родились дети, и т.п. В связи с тем что паспортно-визовая служба является чисто регистрационным органом и установление юридически значимых фактов в ее компетенцию не входит, указанные дела следует рассматривать не в порядке жалобы на действия должностных лиц, а как заявления об установлении юридически значимых фактов. Федотова обратилась в суд с жалобой на паспортный стол Клинского УВД, ссылаясь на то, что с 1992 года она проживает в г. Клину, куда приехала из г. Шатуры Московской области после окончания техникума. В 1994 году у нее родился сын в г. Клину. С 1992 года она никуда не выезжала из Клина, постоянно проживает здесь и работает, имеет постоянную прописку в г. Клину. При обращении в паспортный стол с заявлением о выдаче российского паспорта ей отказано, поскольку она не является гражданкой РФ, она постоянно проживает в Клинском районе, получала паспорт в Клинском УВД, постоянно зарегистрирована по месту жительства. В судебном заседании Федотова уточнила свои требования, просила признать ее постоянно проживающей на территории РФ с 1987 года, то есть с момента поступления в техникум в г. Шатуре. Представитель паспортно-визовой службы не возражал против заявления Федотовой о признании ее постоянно проживающей на территории РФ с 1987 года. Городской суд 27.02.2002 признал требования обоснованными. Суд признал Федотову постоянно проживающей на территории Российской Федерации с 1 сентября 1987 года. Суд установил, что Федотова с августа 1987 года проживала в г. Шатуре, куда приехала из Узбекистана. С 01.09.1987 по 01.03.1992 она обучалась в Шатурском энергетическом техникуме, по окончании которого была распределена на ПО "Химволокно" (г. Клин), где и работала с 13.04.1992. С 17.07.1992 по 05.10.1995 она прописана в общежитии в п. Майданово (г. Клин), затем, с 6 октября 1995 года и по настоящее время, она зарегистрирована постоянно в п. Майданово, где постоянно проживает. Заявительница заключила брак с Федотовым, который был расторгнут 01.03.1995. 30.05.1994 у Федотовой родился сын Борис, 23.06.1993 Федотовой выдан паспорт ОВД г. Клина. Отказ паспортного стола в обмене паспорта Федотовой суд счел необоснованным, поскольку Федотова с 1987 года постоянно проживает на территории Российской Федерации. Комментарий. Суд правомерно подтвердил факт постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1987 г. гр. Федотовой. Однако отказ паспортного стола Федотовой в обмене паспорта, который был дан ПВС до установления в судебном порядке факта ее постоянного проживания в России в юридически значимый период, суд признал необоснованным без достаточных к тому оснований, т.к. паспортно-визовая служба не является органом, управомоченным устанавливать данный факт самостоятельно, и со своей стороны истребовала документы на обмен паспорта, предусмотренные законом. Только после установления в предусмотренном законом порядке юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации на 06.02.1992 ПВС обязана документировать граждан российскими паспортами в бесспорном порядке. Розов в мае 2002 г. обратился в суд об установлении факта его проживания на территории РФ до 1992 г., указав, что он, родившись 30.11.68 в г. Семипалатинске Казахской ССР, в период 1989-1994 гг. учился в Томском медицинском институте, после чего был направлен для прохождения военной службы в Московскую область. Этот факт ему необходим для получения гражданства РФ. Решением городского суда от 03.06.2002 заявленные требования удовлетворены. Комментарий. В силу ст. 13 п. 1 Закона РСФСР "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991 с изменениями от 17.06.1993, 06.02.1995, 31.05.2002, действовавшего на момент рассмотрения дела судом, гражданами Российской Федерации признаются постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления настоящего Закона в законную силу, т.е. 06.02.1992, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. Кулешов, 1977 года рождения, обратился в суд с жалобой на действия ПВС Клинского УВД, отказавшей в выдаче паспорта гражданина РФ по тем основаниям, что не представлены доказательства проживания на территории РФ на период 06.02.1992. Как установил суд, заявитель в 1991 г. вместе с матерью переехал из Магаданской области на проживание в г. Клин, где с 1991 г. учился в школе, а затем в ПТУ. Представитель паспортно-визовой службы Клинского УВД пояснил, что заявитель не доказал, что он являлся гражданином Российской Федерации на 06.02.92, то есть на момент вступления в законную силу Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации". Суд пришел к выводу о том, что заявитель на 06.02.92 проживал на территории РФ. Решением городского суда от 26.12.2001 Кулешов признан гражданином РФ. Суд обязал ПВС Клинского УВД выдать Кулешову паспорт гражданина РФ. При этом суд исходил из того, что в соответствии с Инструкцией о порядке выдаче, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 15.09.97, с изменениями на 26.07.98 паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии со ст. 13 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", принятого 28.11.91 и вступившего в законную силу 06.02.92, то есть со дня опубликования, гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. Суд указал, что заявитель родился в г. Певек Магаданской области, проживал с матерью в Магаданской области до 1991 года. В 1991 году вместе с матерью переехал в г. Клин и стал проживать, учился с сентября 1991 года в школе г. Клина, после окончания которой поступил в ПТУ г. Клина. Из материалов дела видно, что заявителю 30.07.93 выдан паспорт ОВД г. Клина Московской области, с 24.09.93 постоянно зарегистрирован в г. Клину. Матери заявителя 15.09.94 выдан вкладыш к паспорту, подтверждающий, что она является гражданином Российской Федерации. На 06.02.92 заявителю было 15 лет и он проживал с матерью в г. Клину. Паспорт выдавался при достижении 16 лет. Комментарий. Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона. Макеева обратилась в суд с жалобой на ПВС Домодедовского УВД, ссылаясь на то, что ей отказано в выдаче паспорта ввиду отсутствия у нее документов, подтверждающих гражданство РФ, хотя она с августа 1991 года проживала с матерью в Москве и до 1992 года обучалась в общеобразовательной школе г. Москвы. До 1996 года заявительница проживала в г. Москве, в настоящее время проживает в г. Домодедово. Из-за отсутствия паспорта заявительница не имеет возможности зарегистрировать брак и получить свидетельство о рождении дочери Анастасии, родившейся 28.12.2001. Городской суд 07.05.2002 признал жалобу Макеевой обоснованной. Суд указал, что заявительница согласно свидетельству о ее рождении, имеющемуся в материалах дела, родилась 16.08.80 в Приморском крае РСФСР. Ее родители Макеев В.М. и Макеева В.А. по национальности были русские. До 1991 г. заявительница с матерью проживали на территории РСФСР по разным адресам. В августе 1991 г. мать заявительницы приехала на постоянное место жительство в г. Москву вместе с дочерью. Из приобщенной к материалам дела справки ЖСК "Восход" г. Москвы от 16.07.2001 усматривается, что Макеева О.В. с января 1992 г. по апрель 1996 г. проживала по адресу в г. Москве в квартире Ханада А.А. - родной сестры матери Макеевой О.В. Позднее Макеева О.В. переехала в г. Домодедово и до настоящего времени проживает по адресу в г. Домодедово, что подтверждается справкой ПВС Домодедовского УВД и свидетельством N 3192 о регистрации по месту пребывания на имя Макеевой О.В. В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О гражданстве в Российской Федерации" лица, проживающие на территории России до 06.02.92, являются гражданами России и если родители на момент рождения ребенка являлись гражданами России, то ребенок согласно ст. 14 указанного Закона имеет российское гражданство. Факт принадлежности родителей заявительницы к гражданству РФ подтверждается материалами дела, таким образом, и заявительница приобрела гражданство РФ. Кроме того, принимая во внимание, что Макеева О.В. длительное время зарегистрирована по месту пребывания в г. Домодедово, то выдача ей паспорта должна производиться ПВС Домодедовского УВД. Комментарий. Решение суда в части признания факта проживания на территории РФ на 06.02.1992 является обоснованным. Паспорт должен быть выдан Макеевой по месту пребывания в г. Домодедово в том случае, если она не имеет места жительства. Амбарцумян обратилась в суд об установлении факта ее проживания на территории Московской области с 1990 по 2002 г., из них в период с сентября 1993 г. по апрель 2002 г. в общежитии Яхромской техшколы, указав, что, прибыв в 1990 г. из Баку, она 21.08.90 прошла регистрацию как беженка в Госкомтруде СССР. Федеральная миграционная служба России направила ее на проживание в Ногинский район, а в 1993 г. - в г. Яхрому. Установление факта ей необходимо для признания ее гражданкой России. Решением городского суда от 27.04.2002 заявленные требования удовлетворены. Комментарий. Представляется, что требования Амбарцумян не могли быть удовлетворены судом. В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О беженцах" от 28.06.98 беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации. Сам факт того, что в 1993 г. при перерегистрации Амбарцумян писала заявление в миграционную службу как беженка, т.е. как лицо, не имеющее гражданства РФ, она тем самым лично подтвердила, что она на 06.02.1992 не являлась гражданкой РФ и была с этим согласна. Как временно проживающая беженка она получала пособие и пользовалась другими правами и несла обязанности беженца, ей как беженке было предоставлено жилье в общежитии. Если бы она являлась постоянным жителем РФ, то все эти льготы ей бы не предоставлялись. Абдул Кахир Абдул Захир обратился в суд с заявлением об установлении факта его проживания на территории РФ с августа 1994 г. Решением районного суда от 19.07.2001 его требования удовлетворены. Постановлением президиума Мособлсуда решение суда было отменено как незаконное. Комментарий. В судебном порядке могут быть установлены не любые факты, а только влекущие в соответствии с законом определенные правовые последствия. Суд это требование закона во внимание не принял. Из материалов дела усматривается, что заявитель является гражданином Государства Афганистан, был зарегистрирован представительством Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в РФ 14.12.1993. Согласно справке ведущего специалиста администрации п. Вербилки Абдул Кахир Абдул Захир с шестью членами семьи проживал с августа 1994 г. по сентябрь 1999 г. в центре размещения дома отдыха "Вербилки". Миграционной службой Московской области 10.07.2000 Абдул Кахир Абдул Захир признан беженцем и ему было выдано удостоверение беженца, действительное до 09.07.2003. Абдул Кахир 19.07.2000 был зарегистрирован по месту пребывания в Талдомском районе до 10.07.2001. В августе 2000 г. УВД МО отказало Абдул Кахиру в приеме в гражданство РФ в связи с тем, что срок его пребывания на территории РФ составлял менее двух с половиной лет. Удовлетворяя требование Абдул Кахира, суд указал, что заявитель с августа 1993 г. по сентябрь 1999 г. проживал в доме отдыха, после этого времени проживает в п. Вербилки без регистрации, каких-либо данных о том, что заявитель отсутствовал в указанный период времени свыше трех месяцев, суду не представлено. Согласно ст. 19 Закона РСФСР "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991 с последующими изменениями и дополнениями дееспособное лицо, достигшее 18 лет и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. Обычным условием приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории РФ: для иностранных граждан и для лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на три месяца. На основании поданного ходатайства Абдул Кахир с 10.07.2000 приобрел статус беженца. В связи с чем согласно ст. 19 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991 срок постоянного проживания на территории РФ, необходимый заявителю для приема в гражданство, составляет два с половиной года и этот срок исчисляется с 10.07.2000, т.е. с момента признания его беженцем, поэтому установление факта проживания Абдул Кахира на территории РФ с 1994 г. на решение вопроса о приеме в гражданство РФ не влияет и правовых последствий не влечет. Оснований для приема заявителя в гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14 ФЗ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" не имеется. Суд установил юридически безразличный факт для заявителя, что не соответствует закону, в связи с чем решение суда является неправильным. С 01.07.2002 в силу вступил новый Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Согласно ст. 13 указанного закона лица, признанные беженцами, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, что они прожили на территории РФ в течение одного года со дня получения вида на жительство. Во исполнение Федерального закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Судам при разрешении жалоб иностранных граждан в принятии к рассмотрению и возврате заявлений и документов по вопросам гражданства следует принимать во внимание нормы указанного Закона и Положения. Мансумов Али Наги оглы и Мансумова Елена Нураддиновна, действующие от себя лично и в интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с жалобой на действия начальника УПВС ГУВД Московской области, возвратившего им ходатайства с материалами о приобретении гражданства Российской Федерации. Не соглашаясь с действиями должностного лица, заявители указали, что весной 1994 года они всей семьей прибыли для постоянного проживания в Московскую область из Республики Азербайджан. Решением администрации машиностроительного завода, где Мансумова работает инженером, семье была предоставлена квартира, в квартире они проживают по настоящее время. Мансумов с 1994 года работает по найму у различных лиц. Дети учатся в средней школе. Заявители и их дети не являются гражданами Азербайджана. В марте 2001 года вся семья Мансумовых сдала документы в ОПВС УВД района для оформления ходатайства о принятии в гражданство РФ. В июле 2002 года документы возвратились из ГУВД Московской области без рассмотрения. Им рекомендовано оформить вид на жительство в России, а вопрос о гражданстве может быть решен в соответствии с новым Законом "О гражданстве Российской Федерации". Решением суда от 10.10.2002 требования Мансумовых признаны подлежащими удовлетворению. Суд признал действия начальника отдела УПВС ГУВД Московской области в возвращении ходатайства с материалами о приобретении гражданства Российской Федерации незаконными, обязал УПВС ГУВД Московской области направить ходатайство о приеме в гражданство Российской Федерации в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по документам, сданным заявителями 15.03.2001, обязал УПВС ГУВД Московской области через ОПВС УВД района Московской области документировать паспортами граждан Российской Федерации Мансумова Али Наги оглы, Мансумову Елену Нураддиновну, Мансумова Руслана Али оглы, Мансумова Эмиля Али оглы. При этом суд в решении указал, что Конституция РФ в ст. 2 устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Ответственность государственного служащего наступает в связи с обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации". Из смысла указанных правовых норм вытекает, что обратиться в суд за защитой своих прав может не только гражданин Российской Федерации, но и любое другое лицо, чьи права нарушены. Согласно ст. 19 Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991 с последующими изменениями и дополнениями дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации. Ст. 35, 37 названного Закона устанавливают, что Министерство внутренних дел и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные органы принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления, ходатайства по вопросам гражданства, осуществляют проверку документов и фактов и направляют ходатайства в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Ходатайства подаются через органы внутренних дел по месту жительства заявителя. По правилам ст. 41 Закона ходатайство о принятии в гражданство РФ рассматривается в течение девяти месяцев. Ходатайство о принятии гражданства РФ заявителями было подано в УВД 15.03.2001, зарегистрировано в УПВС ГУВД Московской области в мае 2001 года, соответственно должно быть рассмотрено не позднее 15.12.2001. Указав на то, что 01.07.2002 вступил в силу Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", суд счел, что в этой связи заявители не должны получать вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации. Возвращение Мансумовым начальником отдела УПВС ГУВД Московской области без рассмотрения ходатайства о приобретении гражданства РФ, по мнению суда, является незаконным, нарушающим их права, установленные ст. 27, 34, 37 Конституции РФ. Комментарий. С 01.07.2002 в силу вступил новый Федеральный закон РФ "О гражданстве Российской Федерации". В ст. 44, посвященной вопросам приведения нормативных правовых актов в соответствие с этим Законом, указано, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Закон Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", за исключением пунктов "а", "в" статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона. Ходатайство Мансумовых о гражданстве было принято по основаниям ст. 19 ранее действовавшего закона о гражданстве. Указанное ходатайство в соответствии со ст. 35 Закона было принято в установленном порядке, и после проведения необходимых проверок, предусмотренных законодательством РФ, в июне 2001 г. направлено для дальнейшего рассмотрения в УПВС ГУВД Московской области. После проверки материалов дела и проведения необходимых согласований, предусмотренных законодательством РФ, материалы вместе с соответствующими документами в октябре 2001 г. в соответствии со ст. 34 и 35 ранее действовавшего закона были направлены для дальнейшего рассмотрения в паспортно-визовое управление МВД России для проверки и направления для заключения в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Решением Комиссии от 29.01.2002 введены новые требования, предъявляемые к оформлению ходатайств по вопросам гражданства, в соответствии с которыми ПВУ МВД России данные материалы в Комиссию не направляло и предложило УПВС ГУВД Московской области переоформить их в соответствии с решением Комиссии и указанием МВД России N 1/1256 от 04.03.2002. С возражениями ПВУ ГУВД МО о том, что Мансумовы должны были обжаловать действия ПВУ МВД РФ, а не их, можно согласиться, т.к. документы действительно были возвращены ПВУ МВД РФ. При рассмотрении подобных дел судам необходимо учитывать, что, несмотря на то что новый закон о гражданстве предусмотрел иные или дополнительные условия для принятия иностранных граждан в гражданство РФ по сравнению с существовавшим, но если документы у таких лиц были приняты ПВС все-таки по ранее действовавшему закону, и учитывая, что обратная сила новому закону не придана, поэтому исходя из общих норм о действии закона во времени заявленные требования суд вправе признать обоснованными. Именно этим обстоятельством объясняется и тот факт, что паспортно-визовыми службами области все документы, которые в 2002 году были возвращены для дооформления, а их около 1400 по всей области, были переоформлены, лицам было предложено переписать ходатайства, и в период с марта по май с.г. документы вновь были направлены в ПВУ МВД РФ для последующего направления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. И второе, суд обязал ПВС выдать заявителям паспорта граждан РФ. Однако эта часть решения суда может быть исполнена лишь после положительного решения вопроса в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации о принятии Мансумовых в гражданство РФ. До решения вопроса о приеме в гражданство заявителям не могут быть выданы паспорта граждан РФ, поскольку Мансумовы гражданами РФ еще не являются.

Ответов - 0



полная версия страницы